Установить мотор на лодку


Подвесной мотор крепится к транцу лодки. Для этого на нем могут быть специальные накладки под струбцину мотора, а также понижение, или, наоборот, поднятие транцевой доски. Важной характеристикой лодки является высота транца в месте установки мотора. Давайте измерим транец нашей лодки рулеткой, и выясним кое-что насчет общепринятых мировых стандартов.

Установить мотор на лодку

Перед нами лодка с высотой транца S (standard), равной 15 дюймам, либо 381 мм в метрической системе. Следующий размер – L (long), 20 дюймов. Затем UL или X (ultra long) – 25 дюймов, и XX (super long) – транец высотой 30 дюймов. Почти на всех надувных лодках используется только два размера, S и L. Соответственно, подвесные моторы выпускаются под это международный стандарт, и последняя буква в их маркировке – это высота транца лодки, под которую они рассчитаны.

Установить мотор на лодку

Также стоит обратить внимание на толщину транцевой доски вместе с накладками. Она не должна быть больше, чем сможет раскрутиться винт струбцины подвесного мотора. При навешивании мотора на транец лодки нужно следить чтобы он размещался ровно по центру, иначе можно получить много брызг и снижение скорости.

Установить мотор на лодку

Винты струбцины нужно хорошо затянуть от руки, и потом время от времени желательно их подтягивать. Некоторые лодки имеют специальные рымы, которые можно использовать для дополнительной страховки мотора веревкой или стальным тросиком.

После того, как навешан и закреплен мотор, можно проверить, насколько правильно размещена его подводная часть. Выше гребного винта на всех моторах находится антикавитационная плита, которая защищает рабочую область винта от подхвата воздуха с поверхности воды. Эта плита должна находиться немного ниже дна лодки, тогда обеспечивается устойчивая работа мотора и достигаются хорошие результаты в скорости и расходе топлива.

Установить мотор на лодку

Но это еще не все. Для достижения наилучших показателей нужно найти оптимальный угол откидки мотора относительно транца лодки. Регулируется он перемещением фиксатора в отверстиях струбцины. В большинстве случаев оптимальные результаты получаются на втором или третьем отверстии от транца.

Если откинуть мотор слишком высоко, лодка будет задирать нос на старте и дельфинировать на ходу. Если же, наоборот, мотор сильно поджат к транцу, то лодка будет рыть носом воду, теряя скорость и создавая много брызг. Это тоже не лучший вариант.

При правильной откидке мотора лодка идет ровно, не дельфинирует. Брызг мало, и винт на поворотах не подхватывает воздух. Все это достигается опытным путем, единого рецепта для всех лодок и моторов нет.

Установить мотор на лодку

Большинство современных моторов имеют один или несколько режимов для хождения по мелководью. Это помогает защитить винт от повреждения. Легкие моторы могут поворачиваться на струбцине на 180 градусов, что делает лодку очень маневренной. Это полезно, например, для разъездной лодки-тендера.

Есть совсем маленькие моторы без реверса, они могут вращаться вокруг своей оси. Задний ход при этом включается простым разворотом мотора в противоположную движению сторону. На более мощных моделях угол поворота мотора ограничен 90 градусами. Это связано, в первую очередь, с требованиями безопасности, так как мощный мотор может опрокинуть лодку.

Установив мотор на лодку, пройдитесь по ровной воде и обратите внимание на кильватер. Он должен быть ровным, симметричным. Если брызг за кормой много, мотор надо поднимать. Если винт подхватывает воздух и срывается в кавитацию, то наоборот, опускать. Автор: Youtube канал «Водник, 1000 Размеров«, набор текста: Pike.Pinsk©