Гребной винт для лодки — как выбрать


Винт – это именно та деталь в моторе, которая сообщает лодке поступательное движение. В большинстве случаев используется шлицевая посадка винта на гребной вал. Винты разных производителей могут иметь разное количество шлицов. Например, у винта Suzuki 15 сил 10 шлицов, а у винта Mercury той же мощности – 8. Также винты могут отличаться диаметром ступицы. Как видите, редуктор Suzuki больше, чем редуктор Mercury. На гребном валу видно: фиксируется гайка и шпинт

Гребной винт для лодки - как выбрать

В большинстве современных моторов используется выхлоп через ступицу винта. Это более эффективно. Такой винт имеет дефлектор в области разряжения, чтобы понизить давление на выхлопе, следовательно, увеличить мощность мотора в целом.

Чтобы защитить редуктор от повреждения при ударе винта о грунт, используется резиновая втулка-демпфер. Давайте посмотрим, как на выглядит. Технически можно перепрессовать втулку с одного винта на другой, если совпадает диаметр посадки, но лучше использовать оригинальные винты. Иногда производители винтов делают втулку съемной, чтобы была возможность один и тот же винт устанавливать на разные моторы. На ваших экранах винт Baeksan со съемной втулкой для моторов Mercury.

Гребной винт для лодки - как выбрать

Еще, в основном, на моторах небольшой мощности используется посадка винта на шпонку. Для того на втулке винта есть специальные пазы. В случае удара винта о препятствие шпонка срезается, защищая шестерни и вал редуктора. В таких моторах выхлоп осуществляется через отдельное отверстие под антикавитационной плитой. Это не так эффективно, как выхлоп через винт, но тоже работает.

Гребной винт для лодки - как выбрать

Количество лопастей лодочного винта

В большинстве подвесных моторов используется двух-, трех- и четырехлопастные винты. Двухлопастные винты встречаются редко, в основном, на маломощных моторах, а трех- и четырехлопастные винты применяются повсеместно. Их и рассмотрим.

Трехлопастной винт обеспечит наибольшую скорость лодке, при этом будет хорошо работать как на минимальных, так и на максимальных скоростях, сохраняя высокий КПД и низкий уровень вибрации. Четырехлопастной винт имеет смысл приобретать, если нужен хороший упор на старте. Например, при буксировке лыжника или различных аттракционов.

Гребной винт для лодки - как выбрать

Уровень вибрации на таком винте ниже, особенно это заметно на мощных моторах. Многие отмечают более плавный ход на четырехлопастных винтах. При прочих равных, с увеличением скорости эффективность четырехлопастного винта будет снижаться, а трехлопастного – наоборот, увеличиваться.

Сравним винт алюминиевый и из нержавеющей стали. Основное преимущество стальных винтов – это возможность сделать лопасти более тонкими. Если сравнить толщину лопасти стального и алюминиевого винта для однотипных моторов, то нетрудно увидеть, что стальные лопасти почти втрое толще алюминиевых, а это значит, что у стального винта меньше потери на трение и выше эффективность в целом. Поэтому стальные винты широко применяются на скоростных лодках и катерах, там, где требуется максимальная скорость и эффективность.

Плоскость лопастей скоростных винтов имеет ощутимый наклон для того, чтобы уменьшить сопротивление набегающего потока воды. То есть, немного уменьшить диаметр, но при этом сохранить площадь лопастей, следовательно, и хороший упор. Конечно, сталь, гораздо лучше, чем алюминий, противостоит кавитационному и обыкновенному механическому разрушению.

Гребной винт для лодки - как выбрать

Однако необходимо понимать, что при жестком контакте с грунтом стальные винты так же гнутся и разрушаются, но при этом, еще передавая на шестерни редуктора, гораздо более мощные ударные нагрузки. Поэтому со сталью нужно быть вдвойне бдительнее на мелкой воде.

Диаметр и шаг винта

Помимо количества лопастей и материала изготовления, есть еще один очень важный параметр, по которому производится подбор винта. Это его диаметр и шаг. Диаметр винта – это диаметр окружности, которую образуют кончики его лопастей при вращении. Шаг винта – это расстояние, которое пройдет винт за один оборот в плотной среде. Чем больше шаг, тем это расстояние больше. Диаметр и шаг винта производители указывают либо на ступице, либо на какой-нибудь лопасти. Единых стандартов нет. Также все это дублируется на упаковке.

Например, этот винт производителя Baeksan для мотора Yamaha 15, диаметр 9 ¼ дюйма, шаг в 9 дюймов. У винтов Solas может быть другой код, но основные значения также указаны. Винт Yamaha 8, три лопасти, диаметр 8,5 дюйма, шаг 7 дюймов, правое вращение.

Винты с большим шагом называются скоростными, а винты с меньшим шагом – грузовыми. Этот момент всегда нужно учитывать при покупке нового основного либо дополнительного винта. Шаг винта – это вроде резьбы. Например, саморез крупной резьбы быстрее вворачивается, но и крутить его тоже труднее. Поэтому установка скоростного винта не всегда дате прирост скорости, иногда и наоборот.

Гребной винт для лодки - как выбрать

То же можно сказать и про диаметр. Чем он больше, тем лучше упор винта. С помощью большого диаметра можно увеличить тягловые свойства мотора, но проиграть в скорости. Это как переобуть машину в большие колеса: проходимость увеличится, но потянет ли мотор такие катки, вопрос.

На воде нет возможности включить пониженную передачу, поэтому для подбора оптимального винта нужен тахометр, чтобы понять, насколько раскручивается мотор под тем или иным винтом. Например, на винте 9-го шага лодка идет 29 км в час, при оборотах мотора 5 400. Меняем винт на шаг больше. Скорость немного выросла, а обороты мотора упали. Ставим еще более скоростной винт, и видим, что на таком тяжелом винте мотор уже не может нормально раскрутиться, поэтому его мощность падает, и, как, следствие скорость – тоже.

Универсальных решений не существует, и то, что хорошо работает на одном комплекте, может плохо работать на другом. Самый лучший способ подобрать оптимальный винт – это его протестировать. Такой тахометр вам в помощь.

Если есть возможность позаимствовать интересующий винт у ваших знакомых, может быть, на лодочной станции у кого-то есть, это самый лучший вариант. Вы будете точно знать, какой винт оптимально подойдет к вашему мотору. Если такой возможности нет, тогда –методом проб и ошибок. Автор: Youtube канал «Водник, 1000 Размеров«, набор текста: Pike.Pinsk©