Перегрев ПВХ лодки на рыбалке
Летом каждый день ко мне обращаются люди по поводу ремонта лодок, которые разорвало на солнце. Если теплые выходные, субботу и воскресенье солнечно, то в понедельник пара десятков лодок заходит на ремонт, такие, которые пострадали от солнца. Я хочу показать, что происходит с лодками, когда они перегреваются на солнце, чтобы было понятно, покажу на примере таких лодок.
Почему рвется ПВХ лодка
Я уже говорил, что лодка рвется не от того, что вы ее перекачали. Она рвется от того, что меняется температура окружающей среды. Когда становится жарче, воздух расширяется и начинает давить на определенные узлы и агрегаты лодки. Что с ней происходит?
Вот лодка, которая пришла на ремонт. У нее был разорван носовой шов. Я повторюсь, в 80-90% страдают носовые гермоотсеки. Не знаю, почему. Наверное, потому, что вытаскивают на берег носовую часть, а баллон остается в воде, или по каким-то другим причинам. Крепость всех швов одинаковая, но почему-то носовой стреляет чаще.
В этой лодке разорван этот шов – мы его переваривали полностью, восстанавливали, и обе перегородки. Некоторые задают вопросы, почему вырывает перегородки, они же предназначены сдерживать, если один отсек пострадал. Да, так и есть. Если вы наскочили на какую-то корягу, стекло, повредили один гермоотсек, то перегородки сдержат, и два гермоотсека останутся работать. Но если лодка перегрета, давление там намного выше номинального.
Как правильно накачивать ПВХ лодку
Допустим, лодку накачали утром, дали давление 0,2 бара на 15 баров. К обеду температура меняется. Если утром было до 20 градусов, к обеду может быть все 30-35. Давление вырастет колоссально, чуть не до двух раз. Представьте, лодка стоит вся под напряжением, как надутый шарик, как барабан, и в друг лопается передний гермоотсек. Из переднего гермоотсека резко выходит давление. Эти баллоны тоже надутые, как барабаны, там тоже давление – мама не горюй.
Когда здесь резко вскидывается давление, эти перегородки хлопают. Даже мембранные перегородки не выдерживают, а если там какая-то мешкообразная, которая была в этом отсеке – хлоп сюда, и ее нет. Перегородки держат, но в обычных, естественных своих условиях они держат давление, обезопасят вашу жизнь. Но если это будет на солнце, перегородки не выдержат.
Клей на солнце плывёт
Эта лодка клееная. Почему разошелся шов? Ходят разговоры, что эта лодка сварная. Я постоянно слышу эти разговоры, что этот бренд сварной. Неправда. Я вижу сварные перегородки, но швы не сварные, они клееные. Клей на солнце плывет, теряет свои свойства. Если мы оставим лодку на солнце, шов может разойтись сам по себе. Здесь тупо поплыл клей, разошелся сверху, где самый центральный нагрев. Хозяин говорил, что, когда уже разошелся шов, это было уже под вечер, он подошел к лодке, сложил его обратно, и клей к утру схватился. Он даже выехал на ней с острова. Но понятно, что нужно все это переклеить.
Разрывы балона ПВХ лодки на транце
Углы транца пробивают баллоны. Здесь клиент латал. Представьте себе, когда воздух давит на баллон, он расширяется в этой плоскости. Коэффициент растяжения у него в вертикальной плоскости. Транец не расширяется. Углы транца, почему-то нижние… Я еще не сталкивался, чтобы верхние углы транца протыкали баллоны. Нижние углы транца остаются на своих местах, а баллон становится шире на 2-3 см.
Если такое происходит раз, два, три, то там, где упираются уголки транца, появляется дырка. Человек потом приезжает в ремонт и говорит: «У меня из-под шва травит». Не из-под шва, в этих местах протыкает баллоны. Представьте, здесь дырка изнутри, и воздух выходит сюда, сюда, сюда. Человек заклеивает это место – он выйдет здесь, заклеивает это место – он выйдет здесь, заклеивает здесь – он выйдет здесь. Воздух найдет выход всегда. Непонятно, откуда, все латают снаружи, а он будет выходить.
Если вы обращаетесь к ремонтникам, если ремонтник ставит вам наружную латку, никогда больше не ходите к нему. Нельзя лодки латать снаружи, они должны ремонтироваться изнутри, как шина колеса. Давление идет изнутри, и наружная латка рано или поздно перестанет держать. Это непрофессионально, неправильно. Все латки, все такие вулканизации должны делаться изнутри, тогда это будет надежно, правильно. Снаружи никто ничего не делает.
Правильный ремонт лодки через техразрезы
Эта лодка сварная, не клееная. Швы у нее все кольцевые, продольные, сварные. Но у сварки есть особенность. Сварка делается на кругах, дубовых или текстолитовых, и чтобы потом круги достать из лодки, нужно сделать в баллонах техразрезы. Если у нас три клапана, три гермоотсека, то в лодке должны быть три техразхреза, через которые достаются круги, на которых вывариваются кольцевые швы.
В этой лодке два гермоотсека. Здесь гермоотсек спрятан под привальным брусом, под логотипом. С той стороны – тоже. Лодка была перегрета под солнцем. Вроде бы сварная лодка, все швы выдержали идеально, никаких вопросов к ним нет, но техразрез рвануло. Диаметр баллона 40 см, соответственно, техразрез – 45-47 см. Техразрез тупо вывалило, брус раскрыло, разворотило, развернуло. Естественно, носовая перегородка тоже была вырвана. У меня есть специальное оборудование, которое позволяет проварить все заново, вернуть на место. Лодку восстановили.
Повторюсь, когда баллоны распирает на солнце, в вертикальной плоскости коэффициент растяжения на баллонах, и все детали на лодке, коэффициент растяжения которых повернут на 90 градусов. Это привальный брус, продольные швы, линия прикатки днища, длинные части фурнитуры, рейлинги. У них коэффициент растяжения начинает конфликтовать, и там появляется точечное отклеивание. Это происходит обычно на пересечении швов. Приходится заходить в лодку, изнутри накладывать усилитель, снаружи тоже (мы называем это «бутерброд»), так, чтобы сдержать расширение швов.
Точечное отклеивание на ПВХ лодке
Происходит точечное отклеивание, выглядит это так. Такое же точечное отклеивание и на этой стороне. Оно чуть меньше, но оно есть. Такие точечные отклеивания возникают на лодке по всем местам. Они вроде бы не угрожают безопасности, но туда попадает влага, потом начинает гнить, плесень, грибок разъедает клей. Два-три сезона, и здесь получается полноценная дырочка.
Найти откуда травит воздух в лодке
Эта лодка меня удивила очень сильно. Мы уже 16 лет ремонтируем лодки, я их тысячи перебрал уже. Шов здесь спрятан под днище, и шов сделан почему-то не стык в стык, а внахлест. Воздух давит изнутри, изнутри появляется сифончик, он не выходит в этом же месте наружу. Он по шву валит вперед, назад, может идти куда угодно. Мы называем его «плавающий сифон», его вообще словить невозможно. Он по этому шву начинает идти по всему периметру. Человек латает латками дальше, дальше проходит. Но ремонтировать его – только заходить в лодку, находить его с помощью диагностических приборов, которые я использую. Залезаем, находим.
Это дебильный способ склейки шва, идиотский, извините. Представьте себе, каждый шов состоит из двух бинтов: внутри бинт и снаружи бинт. Внутренний бинт держит 80-85% нагрузки, наружный бинт держит 15-20% нагрузки. Если мы видим расхождение шва 5 см, то понимайте сразу, что внутри будет 20-25 см, шов отошел.
Это шов, который сделан стык в стык. Детали каркаса и бинтик сверху и бинтик снизу. Но когда он делается внахлест… Есть, конечно, так называемый тракционный шов, ткань делается внахлест. Но там бинт снаружи, бинт изнутри идет, трижды, суперусиленный. Здесь такого нет, к сожалению, поэтому есть много проблем. Автор: Youtube канал "Энциклопедия надувных лодок", набор текста: Pike.Pinsk©
Смотрите также: